ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БАКУ – ТБИЛИСИ – КАРС КАК ЧАСТЬ «КИТАЙСКОЙ ГОЛОВОЛОМКИ»

Сергей ВАСИЛЕНКО

В текущем году ожидается завершение строительства железнодорожного коридора из столицы Республики Азербайджан в центр ила Карс, что на востоке Турции.
Как же повлияет этот коридор на существующие потоки грузов и пассажиров?

Следует отметить, что потенциально этот железнодорожный маршрут может стать одним из звеньев международного коридора Китай – Европа, который пройдет в обход России, таким образом еще сильнее увеличив транспортную независимость Китая.
В тоже время железная дорога Баку – Тбилиси – Карс (БТК) в перспективе может полностью заменить собою железнодорожно-паромное сообщение в Черном море.

800px-Map_of_the_Kars-Akhalkalaki-Tbilisi-Baku_railway-e1439389087855

Что же позволяет делать такие выводы? Во-первых, сами страны-участницы строительства магистрали не скрывают, что БТК – это возрождение Великого Шелкового пути. И здесь нужно понимать риторику прямо – имеется ввиду возрождение сухопутного пути через такие города как Бухара, Тегеран и Стамбул на Европу.
Не стоит забывать о том, что параллельно с БТК ведется строительство еще одной не менее важной магистрали, которая соединит азербайджанский город Астара с иранским городом Казвин, что и станет последним звеном Нового Великого Шелкового пути.

История проекта

Магистраль, соединившую Тбилиси и Баку, была открыта в 1883 г., еще в то время, когда территории современных Азербайджана и Грузии были в составе Российской империи. А уже в 1899 г. железнодорожное
полотно было проложено между Карсом, который до 1921 г. был в составе Росси (позже – Закавказской ССР), армянским Гюмри (до 1924 года Александрополь, позже – Ленинакан, Кумайри) и Тбилиси. Линия от пригорода Тбилиси до города Ахалкалаки, что всего в 30 км от границы с Турцией, была построена в 1986 г. После распада Советского Союза Закавказская железная дорога была расформирована. Новая единая система между железнодорожными администрациями стран Закавказья так и не была создана. Турция, поддержав Азербайджан в конфликте с Арменией, закрыла движение поездов между Карсом и Гюмри. Тогда же стали обсуждаться первые проекты строительства железнодорожной магистрали в обход Армении.
Соглашение о строительстве ветки Турция, Грузия и Азербайджан подписали в 2005 году, но из-за отсутствия финансирования работы по проекту не велись до июля 2008 года. Фактически финансирует строительство Азербайджан и Турция: в частности, Грузия получила от Баку льготный кредит $775 млн, который должна будет отдать через 25 лет. Ставка по кредиту составляет 1%. Общая протяженность линии, которая соединит Карс и Баку, – 826 км. Новая железная дорога строится только на относительно небольшом участке: 105 км между Карсом и Ахалкалаки, из них 76 км – по турецкой территории. Другие участки серьезно модернизируют. В докладе, представленном министерством транспорта Азербайджана, общая стоимость проекта оценивается почти в $1,5 млрд. Максимальная скорость движения по новой дороге – 120 км/ч. Технологически самый
сложный объект на трассе – тоннель под горным хребтом длиной почти 2,5 км, он строится на турецко-грузинской границе.

Через Турцию на высокой скорости

В прошлом году было открыто движение высокоскоростных поездов между Стамбулом и Анкарой. В планах Турции строительство высокоскоростной линии к городу Эдирне, что на границе с Болгарией. Кроме того, планируется проект строительства нового трехъярусного тоннеля длиной 6,5 км под проливом Босфор в Стамбуле. Тоннель проложат на глубине 110 м. По нему будут проходить одна железнодорожная и две автомобильные магистрали. Тоннель соединит между собой все три стамбульские аэропорты и железнодорожные маршруты, которые проходят через город. Его пропускная способность составит 6,5млн пассажиров в год. Стоимость проекта – $3,5 млрд. Строительство тоннеля планируется завершить до 2020 г.

Неожиданные возможности

Когда турецкое правительство планировало коридор Китай – Турция – Европа, оно не включало в этот проект Иран. Тому был ряд причин, в основе которых была политика, проводимая Исламской Республикой. В тоже время после президентских выборов в Иране риторика стала мягче. Изменилась позиция по Ирану со стороны МАГАТЭ, а в последний год потеплели отношения с Соединенными Штатами. Ряд экспертов считали, что экономические санкции против Исламской Республики Иран будут сняты еще до окончания президентских полномочий Барака Обамы. Так и случилось.
Таким образом, как уже было сказано ранее, стает возможным включение Ирана в проект Нового Шелкового пути, что позволит организовать беспересадочное железнодорожное сообщение с Европы в Китай и обратно. Как уже было сказано выше для включения Ирана в проект Нового Шелкового пути необходимо завершить строительствожелезной дороги Астара – Решт – Казвин. Изначальная цель строительства этого коридора -соединение действующих железных дорог России, Азербайджана и Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг», миссией которого является интеграция транспортно-информационных
магистралей России, Азербайджана, Ирана, Индии и Омана.
Конечно же, Иран будет использовать этот коридор по прямому назначению, но вместе с тем при снижении экономического давления на Исламскую Республику именно иранская железнодорожная система сможет не только обеспечить наземный железнодорожный коридор между Азербайджаном и Туркменистаном, но и подключить к проекту страны Ближнего Востока и Африки.

А как же партнеры по ГУАМ?

Неужели их ждёт участь России? Все же у Молдовы и Украины, а вместе с ними и у Беларуси есть шанс подключиться к Новому Шёлковому пути ответвлением Юг – Север, то есть по тому же всем известному «пути из варяг в греки», а значит работа Государственной железнодорожной администрации Украины и других операторов поезда «Викинг» направленная на включение в этот проект Болгарии, Румынии и Турции была не напрасна.

Коментарі

  1. KennPlarVe сказав:

    Propecia Barato 1 Mg buy viagra Viagra En Vente France

  2. ChasNeatry сказав:

    Priligy Ema cialis Au Maroc Achat Clomid

  3. KelhizstigH сказав:

    First Dose Amoxicillin generic viagra Perfect Rx Tadalafil

  4. KennPlarVe сказав:

    Fedex isotretinoin tablet cheap cialis Amoxicillin .25g Information

  5. ChasNeatry сказав:

    Rischi Del Viagra cheap cialis Canadian Medicines Online

  6. KelhizstigH сказав:

    Buy Chlamydia Pills Online In Usa viagra Priligy Niederlande

  7. KennPlarVe сказав:

    Acheter Baclofen 25mg buy cialis Buy Tamoxifen India

  8. ChasNeatry сказав:

    Kamagra 100mg Tablets cialis Nexium Discounts And Coupons

  9. KelhizstigH сказав:

    Viagra Without A Prescription Usa online pharmacy Amoxicillin On Line Doctors

  10. KelhizstigH сказав:

    Cialis 60 Mg Prices viagra online pharmacy Cialis Viagra Avis

  11. KelhizstigH сказав:

    Amoxicillin And Juice viagra Forum Cialis Acquisto

  12. KelhizstigH сказав:

    Cytotec Vente En Ligne Order Viagra Online Propecia Agito Minoxidil

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

kazmetal l.com