КОРИДОР ТРАСЕКА НАКОНЕЦ ЗАРАБОТАЛ? или ГЕОПОЛИТИКА ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Сергей Василенко, шеф-редактор ИА “Пути сообщения Украины”

ПАО «Укрзализныця» отправила контейнерный поезд Новым шелковым путем, Эстония и Финляндия подписали меморандум по тоннелю между городами Таллинн и Хельсинки, железная дорога между Азербайджаном и Ираном будет завершена до конца года, Siemens хочет работать в Иране – все эти события произошли за две недели. Пришел момент, когда старые пути перемещения рушатся, не в силе более упираться искусственно созданным препятствиям.

15 января 2016 года из Ильичевска отправился в де­монстрационный рейс контейнерный поезд по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Ка­захстан – Китай (через Каспийское и Черное моря). Этот маршрут является Новым шелковым путем, который позволит перенаправить грузопо­токи в восточном направлении в обход террито­рии Российской Федерации. Пишет пресс-центр ПАО «Укрзализныця».

«Запуску контейнерного поезда предшество­вали договоренности между железнодорожными администрациями Украины, Азербайджана, Гру­зии, Казахстана, портами Батуми, Поти, Алят, Ак­тау, Каспийским пароходством и других. Благо­даря совместным усилиям наш клиент получит услугу, позволит загрузить груз в Украину или в Европе, довезти его в Китай или стран Среднего Востока», – акцентировал в своей речи и. о. пред­седателя правления ПАО «Укрзализныця» Алек­сандр Завгородний.

Следующим шагом, по словам Александра Зав­городнего, станет оформление сквозного тарифа на перевозку, вне­сение изменений в логистике – в течение двух следующих недель при тестировании поезда будет проведен анализ: какие проблемы могут возникнуть на маршруте, что нужно испра­вить: «Уже 15 февраля мы выйдем на конечную цель и сможем четко заявить грузовладельцу, сколько будет стоить перевозки в этом поезде. Надеюсь, что создадим достойную конкуренцию морским перевозкам, ведь стоимость услуги будет прием­лемой, а время в пути – втрое меньше, чем мор­ским путем, – 10-12 суток», – отметил глава наци­ональной железнодорожной компании Укра­ины.

Напомню, катализатором этого решения стал Указ Президента РФ согласно которому междуна­родные транзитные автомобильные и железнодо­рожные перевозки грузов из Украины в Респуб­лику Казахстан (читай в Китай) через территорию РФ должны осу­ществляться через территорию Рес­публики Бела­русь и только при условии наличия оборотных та­лонов и специальных средств иден­тификации (пломб).

Немного оптимизма

Özsoy Group будет занимается привлечением ту­рецких грузов для поезда «Викинг». Такое сооб­щение было обнародовано пресс-службой AB “Lietuvos geležinkeliai” (LGk): почти синхронно с переговорами по Новому шел­ковому пути, а именно 11 января, генеральный ди­ректор LGk Ста­сис Дайлидка и председатель ту­рецкой компании Özsoy Group Оцем Озсой подпи­сали транспортно-экспедиторское соглашение, со­гласно которому его стороны обязуются организо­вать железнодо­рожную перевозку через Литву и другие страны, по территории которых пролегает маршрут поезда «Викинг», осуществлять пере­возку опасных, нега­баритных и тяжеловесных гру­зов и предоставлять другие сопутствующие услуги.

Как говорит российский оппозицио­нер и соав­тор проекта «Плохие новости» (интер­нет-канал «Артподготовка»), Вячеслав Мальцев, «мир расса­живается по окопам». А от себя еще раз повторю тезис, заявленный в заглавии: пришел момент, ко­гда старые пути перемещения рушатся, не в силе более упираться искусственно созданным препят­ствиям.

Приведу пример. Азербайджан не смог более мирится с невоз­можностью осуществлять желез­нодорожные пере­возки из Турции и обратно, а Грузия не смерилась с «непреодолимой стеной» со стороны России. И «на пересечении» этих двух «несогласий» с учетом геополитических интересов Китая и Тур­ции возник проект строительства же­лезной до­роги Баку – Тбилиси – Карс (БТК).

Как я уже писал в журнале «Работодатель» (№7, 2015 года), когда турецкое правительство плани­ровало коридор Китай – Турция – Европа, в цен­тре которого должна стать БТК, оно не включало в этот проект Иран. Тому был ряд причин, в основе которых была политика, проводимая Исламской Республикой.

С технической точки зрения для включения Ирана в проект Нового шелко­вого пути необхо­димо завершить строительство железной дороги Астара — Решт — Казвин. Изна­чальная цель строи­тельства этого коридора — со­единение действую­щих железных дорог России, Азербайджана и Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг». Но никто не может запре­тить Ирану с помощью этой дороги присоеди­нится к турецкой версии ко­ридора Китай – Европа и стать последним пазлом в китайской голово­ломке по организации кори­дора «Russia-less». Со­гласитесь, очень заманчивая идея – быть центром грузопотоков в Евразии, и ради нее Ирану всего лишь нужно дружить с Тур­цией.

Немного реализма

Анализируя все это, у меня возникают опасе­ния, что после завершения строительства БТК все грузы коридора ТРАСЕКА будут перенаправлены с Украины на Тур­цию. Вот что по этому поводу го­ворит глава Адми­нистрации морских портов Украины в интервью журналу «Украинские желез­ные дороги» (№15, 2014 года) Андрей Амелин: «У нас возможности повлиять напрямую на эту ситу­ацию нет – это свершившейся факт. С нашей точки зрения, необ­ходимо стабилизировать ситуа­цию в стране и предложить конкурентоспособные тарифы. Если при этих условиях логистика транс­портировки грузов будет в пользу Украины – это и есть ответ на Ваш вопрос».

Не могу не согласиться с такой позицией, и ре­зюмируя ранее изложенное, лишь выскажу завер­шающий тезис: большие деньги создают новые пути перемещения, давая развитие ранее малоис­пользуемым транспортным коридорам, конечные точки превращаются в запятые, а в тренде стано­вится национал-глобализм.

 

Коментарі

kazmetal l.com