Децентрализация обмана или о реальных доходах местных бюджетов

Реальные доходы местных бюджетов за 2 года упали на 57,5%.

2 августа 2016 года Президент Украины П. Порошенко празднуя в Житомире “День Десантника” заявил, что доходы местных бюджетов в 2016 году благодаря реформе децентрализации выросли на 43% (почему-то, по мнению Президента: “в два раза”). О двукратном росте говорит и ответственный в правительстве за децентрализацию вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, что, по его мнению, является “свидетельством эффективности и необратимости реформы децентрализации”. Ему вторят и в Министерстве финансов Украины. Мантру о росте на 40% доходов местных бюджетов рассказывал в 2015 году и тогдашний премьер-министр Украины А. Яценюк.

В тоже время статистика рисует нам абсолютно другую картину.

Доходы местных бюджетов в 2013 году составили 103,6 млрд. грн., в 2014 (в начале децентрализации) — 99,1 млрд., в 2015 — 117,4 млрд. грн., 2016 (январь-июнь) — 65,2 млрд. Номинальное увеличение доходов местных бюджетов в 2015 по сравнению с 2013 составило всего 13,8 млрд. грн.

Впрочем, следует отличать номинальные доходы бюджетов от реальных. Ведь инфляция в 2014-м году составила 24,9%, а в 2015 — 43,3%. Стоимость многих товаров, услуг и работ выросла в разы (в частности, тарифы на услуги ЖКГ в 4-6 раз). Таким образом, реальные доходы местных бюджетов упали: 2014 — на 30,5%, а в 2015 — на 21% (по сравнению с 2014) и на 57,5% (по сравнению с 2013-м).

Однако в 2014-2015 году у нас еще была и галопирующая девальвация. Поэтому, если в долларовом эквиваленте доходы местных бюджетов в 2013 составили $13,1 млрд., то в 2014 — $8,8 млрд., в 2015 — $5,3 млрд, а за первую половину 2016 (январь-июнь) — $2,5 млрд. Таким образом, “в валюте” доходы местных бюджетов упали почти в 2,5 раза (2013-2015). И даже если мы по итогам 2016 года выйдем на 5 млрд. (что сомнительно) — это будет менее 40% от доходов 2013 года, и это с учетом реформы.

При этом, несмотря на все заявления о том, что “все больше денег передается на местный уровень”, удельный вес местных бюджетов в сводном бюджете Украины (доходы местных бюджетов в структуре доходов сводного бюджета государства) на протяжении последних 3-х лет падал: 2013 — 23,4%, 2014 — 21,7%, 2015 — 18%. В итоге удельный вес местных бюджетов сократился на 5,4% (2013-2015). Будет ли переломлена неутешительная тенденция в 2016 — будет видно по итогам года.

В связи с этим руководители органов местного самоуправления просили передать Президенту и профильному вице-премьер-министру Украины азербайджанскую народную пословицу: “Сколько ни говори “халва”, во рту слаще не станет”.

При этом году под эгидой децентрализации на местные бюджеты переложили расходы на образовательные и медицинские учреждения, а также ремонт инфраструктуры. Вероятно, что это как минимум дополнительных 19 млрд. гривен в части образования и медицины, урезанных в госбюджете 2016 (на 13% — со 146 до 127 млрд. гривен).

Покамест, очевидно, что никакого позитивного эффекта от реформы децентрализации нет, что подтверждается официальной статистикой. На фоне громких заявлений о “децентрализации”, по итогам 2015-го года (через 2 года реформ) реальные доходы местных бюджетов составили только 42,5% от 2013, а по итогам 2016 вряд ли поднимутся выше 60%. Так, где реформа?

Вместо этого часто наблюдаются имитация и попытки “придумать” “успехи”. В тоже время идет процесс перекладывания на плечи местного самоуправления “балласта” в виде проблем социального обеспечения — финансирования (закрытия) школ, больниц, дорог. Фактически руками мэров и глав местных советов центральная власть пытается “загрести социальный жар” возникающий в результате уничтожения социальной сферы. С такими “победами” и “свершениями” уже осенью местное самоуправление может оказаться наедине с огромным ворохом неразрешенных проблем и критически настроенными гражданами.

Руслан БОРТНИК, Денис ГАЕВСКИЙ

Джерело: ukrrudprom.ua

Коментарі
kazmetal l.com