Боротьба за податки. Починається ера чесного підприємництва

Не секрет, что к агрессивному налоговому планированию компании прибегают с целью искусственного перемещения доходов и налогооблагаемой прибыли в низконалоговые юрисдикции, а также в страны с отсутствием налогообложения.

В результате правительства теряют существенные доходы, налоговое бремя неравномерно перемещается на других налогоплательщиков, а малый и средний бизнес становятся неконкурентоспособными.

Подобная эрозия налоговой базы и ее перемещение являются актуальной проблемой для промышленно развитых стран, стран с развивающейся рыночной экономикой и развивающихся стран.

Правительства уже несколько лет заняты поиском эффективных механизмов защиты.

Основная цель — обеспечить налогообложение прибыли именно в той стране, где проводится основная экономическая деятельность, генерируется прибыль и создаются ценности.

Допускаю, что офшорный скандал вокруг Панамского архива — Panama Papers — неслучайный. Расследование международного консорциума журналистских расследований — ICIJ — гармонично вписалось в эру борьбы с офшорами.

Похоже, общественное давление является эффективным инструментом борьбы с несправедливостью не только в Украине, а и во всем мире.

Разработанный ОЭСР и Большой двадцаткой в 2013 году пакет BEPS — “План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли” — включает ряд эффективных мер, направленных на предотвращение таких злоупотреблений.

Надо понимать, что изменение двусторонних соглашений (конвенций) об избегании двойного налогообложения отнимает много времени.

Именно поэтому появилась идея поиска многостороннего инструмента, который позволит автоматически и синхронно внести изменения во все действующие конвенции об избегании двойного налогообложения.

Такой многосторонний инструмент уже разработан рабочей группой ОЭСР. Он находится на финальной стадии согласования и будет открыт к подписанию для всех изъявивших желание стран с 31 декабря 2016 года.

Ключевым изменением можно назвать предоставление права одной из договаривающихся стран ограничить применение налоговой льготы, предусмотренной двусторонней конвенцией.

Модельная конвенция ОЭСР касательно налогов на доходы и капитал позволяет применять пониженную ставку налогообложения к определенным видам пассивных доходов — дивиденды, проценты, роялти — на уровне 5-10%.

В устаревших двусторонних конвенциях Украины, подписанных в 1990-х годах, часто можно встретить освобождение от налогообложения таких доходов.

Как правило, международные соглашения имеют преимущества по сравнению с национальным законодательством, что позволяет бизнесу применять те ставки налогов, которые предусмотрены международными конвенциями.

Наглядный пример позволит понять как очевидные налоговые выгоды бизнеса, так и эффективность предложенных инструментов борьбы с офшорами, а на самом деле — борьбы за налоги.

Украинская компания А выплачивает дивиденды компании Б — нерезиденту Украины. По общему правилу такие доходы облагаются в Украине по ставке 15%.

Однако между странами подписана конвенция об избегании двойного налогообложения, в которой предусмотрено освобождение от налогообложения таких доходов на территории Украины. Иными словами, налоги не будут уплачены в Украине и, соответственно, государственная казна не получит свои доходы.

Многостороннее соглашение вводит прогрессивный механизм — ограничение права на получение налоговой льготы.

Простыми словами, если Украина докажет, что инвестирование в Украину компанией Б производилось с целью воспользоваться налоговой льготой согласно конвенции, то она сможет ограничить ее применение.

В таком случае компания А при выплате дивидендов компании Б заплатит в Украине 15% налога на прибыль из суммы таких доходов нерезидента.

Налоговым органам не составит труда собрать доказательную базу. Чаще всего такие компании не имеют наемных сотрудников, не ведут в стране основную экономическую деятельность, не генерируют прибыль и не создают ценность.

Их еще называют “почтовыми ящиками”. Воспользовавшись интернетом, можно запросто найти информацию о той или иной компании-нерезиденте из государственного реестра, причем вместе с финансовой отчетностью.

Как видим, ОЭСР предлагает эффективный механизм борьбы с размыванием налоговой базы и искусственным перемещением капитала в низконалоговые юрисдикции. Многосторонний инструмент ОЭСР пользуется популярностью: на заседании в Париже в сентябре 2016 года более 70 стран, в том числе Украина, приняли участие в обсуждении финального текста документа.

А тем временем крупные корпорации теряют свою способность к новаторству.

Конгломераты, которые были двигателями роста и источником наполнения бюджетов в двадцатом веке, просто неспособны к инновациям и все чаще сталкиваются с финансовыми проблемами. Похоже, начинается новая эра предпринимательства. Честного предпринимательства.

Олена Макеєва, радник міністра фінансів,
керуючий партнер аудиторської компанії
“Аксьонова та партнери”

Джерело: epravda.com.ua

Коментарі
kazmetal l.com